Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Сжатое изложение-это такая форма обработки информации прослушанного текста, при которой адекватно воспроизводится основное содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста. Сжатое изложение предполагает краткую, обобщённую передачу исходного текста и, следовательно, требует воспроизведения основного содержания.

                                       Приёмы сжатия исходного текста

 I. Содержательные приёмы компрессии текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную; исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнения, пояснений)

 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

 II. Языковые приёмы компрессии исходного текста.

1. Замена: а) замена однородных членов обобщающим наименованием; б) замена фрагмента предложения синонимичным выражением; в) замена предложения или его части указательным местоимением; г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; д) замена сложноподчинённого предложения простым.

 2. Исключения: а) исключение повторов; б) исключение фрагмента предложения; в) исключение одного или нескольких синонимов.

 3. Слияние (конструирование синонимичных синтаксических конструкций).

Как помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ГИА? Надо готовиться постепенно, в процессе занятий в классе и дома, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их теми материалами, которые соотносятся с заданиями ГИА. Используя на уроках русского языка комплексную работу с текстом, следует избегать натаскивания; заниматься изучением языка и обучением речи в соответствии с программой и учебниками и в то же время целенаправленно готовить девятиклассников к сдаче экзамена. Разумеется, мы, учителя, имея возможность всматриваться в текст, обладаем огромным преимуществом перед детьми, которые этот текст только услышат. Мы можем по-разному подчёркивать главное и второстепенное

обдумывать, какие подробности можно оставить, от чего отказаться совсем, что обобщить... Воспринимая на слух, ученики на бумаге сначала создают основу, остов, а потом дополняют его тщательно отобранными пояснениями. Мы рекомендуем изучить с учениками

                                Алгоритм работы над изложением.

I. При первом чтении ученики ничего не пишут, все их усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

 II. Затем дети записывают план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и пр., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.

 III. При втором чтении уточняют тезисы и заполняют оставленные промежутки дополнениями, объём и степень которых следует обдумать после чтения.

IV. Потом создаётся черновик, подсчитывается количество слов в нём, и в зависимости от результатов вносятся коррективы - что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить рекомендуемый объём изложения. Напомним: если в исходном тексте около 250 слов, то в ученической работе должно оказаться примерно 100 или чуть больше.

V. Черновик нужно проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция может уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно -пунктуацию. Третью проверку лучше следует проводить «ершом» - от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать о структуре предложений.

VI. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и ещё раз проверяется. Новая форма государственной аттестации по русскому языку за курс основной школы преемственно и перспективно связана с экзаменом в XI классе и может быть названа «малым ЕГЭ». Мы желаем вам успехов в подготовке учеников к экзамену, а вашим ученикам - ни пуха ни пера!